Исследование. Казахстан находится на 67 месте из 80 в рейтинге EF по уровню знания английского языка

2303

О причинах и следствиях мы поговорили с генеральным директором представительства образовательной компании EF Education First​ в Казахстане

Алия Жунусова (38 лет) - директор представительства образовательной компании EF Education First в Казахстане. Инженер-авиационщик по образованию.  

После университета Алия начала карьеру в национальной авиакомпании, а позже открыла свою туристическую фирму и уехала в Милан, где получила степень MBA и продолжила работать в Европе в сфере консалтинга. Через шесть лет, в 2015 году, вернулась в Казахстан по приглашению компании EF Education First на должность генерального директора.

Education First (EF) - сеть языковых школ с 50 школами по всему миру. Философия компании, основанной в 1965 году в Швеции, проста – изучать языки проще всего там, где на них говорят. Выступала официальным поставщиком языковых услуг Олимпийских игр 2008 года в Пекине, и в 2014 году – в Сочи. В Казахстане представительство EF работает с 2008 года.

Education First Казахстан ведет два социальных проекта для развития  образования в Казахстане. Первый - конкурс для детей, второй - по части аналитики, чтобы все, кого интересует качество образования в стране, могли воспользоваться данными из отчета.

О двух социально-образовательных проектах компании подробнее со слов самой Алии.

EF Spelling Bee

В Казахстане растет новое поколение людей. Они говорят на нескольких языках, открыты новому, хотят  развиваться и путешествовать. Определенно, они сделаны из другого теста, чем мы и наши родители. Я верю в них.

Однако не все дети имеют возможность быть в этом кругу. Работая в сфере образования, мы видим огромный разрыв между селом и городом. Да, есть яркие всплески как НИШ, физмат и другие хорошие школы, а также программа “Болашак”, но с другой стороны, масса школ в регионах и селах имеют ужасную инфраструктуру, страдает от нехватки преподавателей, а если они есть, то в большинстве не совсем компетентны.

Например, в селах и даже региональных городах ситуация с учителями английского языка плачевная, это все знают. Мы со своей стороны стараемся актуализировать эти проблемы. Один из хороших проектов, который мы ведем уже четвертый год, это республиканский конкурс EF Spelling Bee.

В нем принимают участие  ученики средних и старших классов из любой школы страны. Суть состоит в том, чтобы знать, как правильно произносятся и пишутся сложные английские слова. Самые лучшие участники получают учебную поездку в одну из наших школ в Европе. Все расходы на обучение мы берем на себя.

В этом учебном году в конкурсе приняли участие дети из 80 школ по всей стране. Четыре победителя, отобранные международным жюри, выиграли поездку в город Бристоль в Великобритании.

Тест и бесплатная сертификация

Также у нас есть другой инструмент для решения проблем преподавателей. Мы проводим EF Standard English Test (EF SET) – первый адаптивный бесплатный онлайн-тест на знание английского языка, разработанный в лабораториях EF.

В рамках своей корпоративной социальной ответственности мы сделали его общедоступным, он находится в открытом доступе в онлайн формате на нашем сайте.

Его может использовать любой человек, организация или государственные органы.

Тест разрабатывается, совершенствуется, адаптируется под разные страны в наших исследовательских лабораториях. Состоит из двух частей по 50 минут каждая - чтение и аудирование. Удобен тем, что в сравнении, к примеру, с TOEFL или IELTS, определяет даже самый базовый уровень знания языка.

Мы можем выдать специальный сертификат, если, допустим, учителю нужно получить его для устройства на работу или повышения квалификации.

Алматинские учителя

В начале этого учебного года совместно с департаментом образования Алматы мы провели тестирование более 2 тысяч преподавателей английского языка, а также предметников – учителей биологии, химии, физики и информатики.

Дело в том, что именно эти предметы должны будут преподаваться на английском после перехода на трехъязычное образование, планируемого государством. Чтобы понять, насколько они готовы это делать, мы провели комплексное исследование.

Результат был нерадостный, но вполне ожидаемый – преподаватели-предметники на текущий момент не готовы преподавать на английском языке, ученики просто не смогут их понимать. У них самый базовый уровень A1 либо A2. И это реальность. Их нужно вывести хотя бы на B1.

Но меня радует, что департамент образования Алматы относится к этому вопросу структурно. Первый шаг - просто определить, где мы сейчас - уже сделан.  Нужно принять текущее положение, составить план и поставить сроки, через которые можно измерить эффективность проделанных работ.

Ведь на языковую подготовку учителей выделяются государственные деньги. Мы готовы с помощью своих тестов проверять эффективность этого обучения. Бесплатно. Для нас это больше социальный проект. Управление образования Алматы пошло нам навстречу.

Казахстан на 67 месте

В этом году Education First в очередной раз выпустила мировой рейтинг стран по уровню владения английским языком – English Proficiency Index (EF EPI). Отчет получил широкую известность в научных кругах, публиковался в деловых СМИ.

В нем есть сравнение 80 стран и  EF вывел положительную связь между уровнем доходов населения и знанием английского языка. Казахстан занимает 67-ую позицию из 80.  Россия,к примеру, на 38 месте.

Но самый самый неприятный фактор, на который стоит обратить внимание, это то, что мы не движемся. По сравнению с предыдущими результатами, у нас нет прогресса.

В любом деле главное не то, что плохо или хорошо, а то, есть ли движение вперед и улучшение. У нас этого нет. Это вызывает вопрос - правильно ли мы выбрали программы, правильно ли мы проводим реформы, смотрим ли реально на процесс подготовки наших учеников, студентов и учителей по английскому языку.

В отчете прослеживается закономерность - чем выше уровень английского языка у населения, тем выше уровень конкурентоспособности страны, следовательно, и качество жизни граждан.

Казахстан, по сравнению с другими странами, делает очень большие вложения в образование - 13% республиканского бюджета. К примеру в России этот показатель составляет 11%, в Европе - еще меньше. Судя по всему, вопрос эффективности таких вложений – хорошая тема для открытой дискуссии.

Государство пока не хочет

Мы бы хотели проводить в Казахстане региональные и национальные рейтинги по уровню знания английского языка.

Было бы интересно посмотреть данные в динамике, в разрезе нескольких лет, чтобы понимать, насколько те реформы, которые проводятся в сфере образования, финансирование того или иного плана мероприятий, эффективны. В частности, в сфере подготовки преподавателей к программе трехъязычия.

Но пока у нас не хватает данных из других городов, кроме Алматы.

И нам нужна помощь именно в популяризации этого теста, финансирование мы предоставляем сами. Ежегодно мы отправляем предложение о бесплатном тестирования учителей и учеников во все управления образования страны, но  не видим особой заинтересованности. Согласились только в Алматы.

Почему так происходит? Я думаю, они боятся. Бояться оказаться на низких позициях в рейтинге. Государство выделяет большие деньги на подготовку преподавателей, но как они расходуются, какие реальные результаты приносят эти траты, вряд-ли кто-то эффективно прослеживает. По крайней мере, никакой независимой оценки по всей стране они не проводят. Каждое управление образования само по себе.

Поделиться