Бесплатный английский в парках, учебники с QR-кодами и реалити-шоу в сельских школах.

2543

Основатель «Alpha-Academy» Бахнур Зиябеков создает в сфере школьного образования Казахстана то, чего никогда не было.

— Бахнур, как вы связаны со школьным образованием, обычно в эту сферу не идут случайные люди?

— Я вырос в селе им. Бауржан Мамышулы, рядом с Таразом. Дедушка был директором школы, бабушка учитель. Будучи первым внуком, мне всегда внушали быть примером для младших. Видимо это сильно сказалось на воспитании (смеется — прим.автора).

Окончив гимназию им. Кунаева в Таразе, поступил на грант на специальность «филолог английского языка». Мама хотела, чтобы я стал международником, работал в МИДе, поскольку она очень любила Касым-Жомарта Токаева даже хотела назвать так моего второго сына.

В студенчестве я начал заниматься КВН, стал звукорежиссером телевизионного проекта на КТК «Массаган». Я понял, что в принципе можно работать в других направлениях, не только по прямой специальности.

После университета отец практически меня заставил прийти работать в школу. На различных мероприятиях и тоях в студенчестве я зарабатывал около 500-600 долларов в месяц, а первая зарплата в школе у меня была 8 тысяч тенге (смеется — прим.автора).

Мне очень понравилось преподавать, я был учителем английского в начальных классов и получал невероятное удовольствие от общения с детьми, от эмоций, которые они дарят, когда учатся. Это удовольствие, детскую радость и искренность невозможно купить ни за какие деньги.

Через полгода завуч школы пригласил меня участвовать в конкурсе районных учителей. Там я занял первое место и где-то через год меня пригласили на работу в РФМШ. Пригласила Меруерт Шайжанова, моя одногруппница, до которой я даже не знал о существовании такой школы.

— РФМШ заточен на физмате, что вы там преподавали?

— В эту школу меня пригласили преподавать английский язык. Помимо этого, начал создавать там секцию КВН (смеется-прим.автора). На первый конкурс все пришли... с чужими шутками, с плагиатом. И мы начали работу над тем, чтобы ребята начали создавать свое, включать креативность.

На самом деле у детей классно получилось и команда смогла занять 3 место на республике.

Что касается работы, то это была позиция school councilor. По сути это работа по налаживанию отношений с западными и зарубежными вузами. Мы организовали в РФМШ ярмарку высшего образования, на которую приехали ВУЗы из России, Китая, Чехии и т.д. Следующий этап — знакомство с мировыми лидерами: Гарвард, MIT, в которых я изучал возможности поступления наших учеников. На самом деле эти знакомства очень сильно перевернули мое сознание. Я понял, что в образовании нет и не должно быть никаких границ, наций и религий. Так я решил, что свое будущее я хочу строить именно в сфере образования.

По сути — все просто. Нам нужно приносить в Казахстан лучшие международные практики и внедрять на простых основах, без всяких форумов и конференций. В нашей стране хромает именно внедрение и реализация. Поскольку я принял решение заниматься этим, то решил поступить в Высшую Школу Образования Назарбаев университета.

— А когда вы начали создавать свои креативные образовательные проекты?

— Параллельно с учебой я работал в обычной городской 119 школе Алматы. И именно там с директором нам пришла идея внедрить в городе то, чего еще не было. Ведь Алматы — это крупнейший город, здесь лучшие креаторы, здесь многие олимпийцы, здесь вся креативная индустрия очень сильно развивается, но почему-то в не школах.

Я был очень поражен тем, что многие алматинские дети не знают, что такое SAT, IELTS, и что в ВУЗ можно поступить и без ЕНТ. Многие думают, что в Назарбаев Университете учатся только дети чиновников, элита. Чтобы разрушить эти мифы, начать делать больше информационных проектов и помогать школьникам, без привязки к конкретной школе, я решил 2 года назад открыть компанию «Alpha-Academy».

Основные направления — консультация по поступлению в зарубежные ВУЗы, подготовка к ЕНТ и другим экзаменам. Такое предпринимательство — это не всегда только прибыль, важно, чтобы то, чем ты занимаешься приносило пользу обществу.

Главный наш продукт — это Advanceв Placement, специальная программа, предназраченная для старшеклассников по получению сертификата, созданного College Board и признанного всеми топовыми вузами в мире.

В основном элитные университеты ставят на НИШ, КТЛ, РФМШ. Все остальные для них это «мясо». Мы работая с обычными неэлитными школами, видим какой потенциал есть у ребят. К примеру, около 40% наших волотентеров — это старшеклассники обычных школ и у них очень высокий уровень английского языка, интеллект и мотивация. Они знают даже больше, чем мы. И они однозначно они кандидаты на этот сертификат, потому что помимо английского, мы помогаем им с заполнением данных, со сбором документов на грант, с выбором специальности и т.д. Сейчас у нас уже есть 3 группы по 5-7 человек. В эту программу мы берем не всех желающих, делаем отбор — за неделю бесплатных уроков видим кто способен ее пройти.

— Тесты делаете?

— Нет. Мы не верим в тестирование в 9-10 классе, потому что сначала детей нужно расслабить, потом уже спрашивать то, что нам нужно. Через тесты мы не видим всех способностей и навыков ребенка. За неделю мы знакомимся, оцениваем навыки и в конце рекомендуем родителям нужна эта программа для ребенка или нет.

СЕЛЬСКОЕ РЕАЛИТИ «BACK TO SCHOOL»

— Расскажите подробнее про свои проекты, насколько я знаю, они связаны с сельскими школами.

— В 2016 году мы с волонтерами и студентами решили выехать в сельские школы преподавать английский язык. Нас поддержал Бауржан Оспанов, бизнесмен из списка Forbes Kazakhstan, построивший на селе школу-интернат. Мы просто приехали в его сельскую школу со студентами и волонтерами, которые не знают, что такое сельская жизнь (смеется — прим.автора).

Школа находится в поселке Жыланды, Алматинской области, Алакольском районе. Это был первый опыт такого социального проекта.

В 2017 году мы выехали уже в 5 сельских школ Жамбыльской и Алматинской области.

Мы даже не понимали и до сих пор четко не понимаем, каким образом можно это монетизировать, делаем, потому что нам всем это очень нравится.

В июле мы выезжаем в Джамбульскую область, хотим снять пилотный выпуск реалити-шоу и в следующем году начать продакшн, чтобы показать как люди из городов, болеющие за просвещение своего народа, едут в отдаленные села на 2-3 недели и передают знания детям. На самом деле, каждый городской житель с хорошими знаниями и навыками, может выехать в село и преподавать бесплатно языки или навыки. В этом основная цель проекта — создать каналы, по которым знаниям идут от людей к людям, и взаимно их обогащают. Для этого нужно только время, действия и желание. Фактически никаких денег не нужно. Это для нас и есть «Рухани Жангыру» в действии.

— А из чего состоит день волонтера или студентов, которые сейчас едут в сельские школы?

— Обычно волонтеры до обеда преподают английский, а после обеда дети знакомят их со своим селом, семьями, проводят время вместе. Раз в неделю мы выезжаем в интересные места: на археологические раскопки, к Джунгарским воротам и т.д. В Жамбыльской области есть много интересных исторических и культурных мест, где интересно побывать волонтерам.

— Какая помощь вам нужна для того, чтобы реализовать реалити-шоу в сельских школах?

— Вначале мы хотели снять реалити шоу в 5 селах сразу и в мае предложили идею нескольким продакшн-студиям, но все сказали, что мы обратились поздно из-за сроков. Необходимо был решить слишком много вопросов, связанных с организацией процесса и переговорами с телеканалами.

Думаю, что основная помощь нам нужна именно в организационных вопросах. Если среди читателей есть те, кому близки наши идеи или есть подобные проекты, то можем работать вместе, чтобы еще лучше реализовать их.

— А обязательно нужно знать казахский, чтобы поехать в сельскую школу?

— Хороший вопрос. Нет. Русский, английский, казахский — любой язык востребован. К примеру, в прошлом году с нами поехал студент из Назарбаев университета, у которого был «фейл» по казахскому языку, а после того, как он вернулся, смог сдать экзамен на 5 (смеется — прим.автора) и начал говорить на родном языке! Поэтому такое общение — всегда обмен знаниями. К примеру, в южных регионах акимы даже готовы предоставлять квартиры учителям русского языка, потому что там не кадров.

ПАРКИ ЯЗЫКОВ: УЧЕБА НА ЛУЖАЙКАХ

— В 2017 году мы предложили акиму Медеуского района Алматы сделать бесплатные курсы английского языка летом в парках. Он попросил добавить казахский и русский языки и так появилась идея «Парка языков», где можно несколько языков совершенно бесплатно. Мы начали проект без какого-либо финансирования, потому деньги здесь по сути вообще не нужны были. Мы работали с волонтерами, а жители района, гуляющие в парке приходили к нам сами из любопытства. Вначале местные бабушки относились к нам очень настороженно, думали мы из госдепа США мы или миссионеры (смеется — прим.автора).

В прошлом году «Парк языков» смог обучить 1,2 тысяч человек, хотя вначале мы рассчитывали на 300 человек. Такой большой наплыв желающих научил нас общению, менеджменту, логистике и многим другим вещам, нужным для того, чтобы работать с таким большим потоком.

Параллельно мы в академии запустили наши образовательные услуги, и после бесплатных курсов в парке, на наши курсы пришло 50 человек, где мы смогли обучать их более углубленно в течение года.

В 2018 году проект мог распространиться и в другие регионы, потому что был большой интерес у волонтёров и студентов из других городов. Но мы пришли к выводу, что «Парк языков» можно запускать только там, где есть парки, есть желающие волонтеры и не такие суровые климатические условия летом как, например, на Западе или Юге Казахстана.

В этом году «Парк языков» проходит в Парке Горького и в Family Park ( в Медеуском и Ауезовском районах) и уже сейчас зарегистрировалось 3 тысячи человек желающих, около тысячи уже начали обучение.

В рамках обучения мы предлагаем учить язык через созданную нами книгу «EZ OQU», она предназначена книга для самостоятельно изучения, в ней есть много QR кодов, дополнительная реальность и некоторые другие технологические вещи, которые очень нравятся детям.

Книгу мы создала команда «Alpha-Aademy», а Ассоциация выпускников Высшей школы образования Назарбаев университета проводит исследование эффективности «Парка языков» и книги. Какие есть пробелы, насколько книга работает. Эту книгу мы хотим развивать дальше и внедрять ее в начальных классах, поскольку она технологична, содержит локальный контент и к тому же доступна по цене. Если исследование даст положительный результат, мы хотим внедрить ее для изучения английского в начальных классах Медеуского района.

— А кто ходит в «Парк языков»?

— На удивление, мы практически не видим старшеклассников, в основном это дети с 6 до 15 лет. Таких около 2 тысяч человек. Мы думали, что придут именно старшеклассники, но наша маркетинговая гипотеза потерпела фиаско (смеется — прим.автора). Пришли около тысячи взрослых людей, которые хотят заниматься по вечерам и выходным. Сейчас их координируют 5 менеджеров в круглосуточном режиме.

Именно поэтому, мы поняли, что дальнейшее масштабирование уже невозможно только на волонтерских началах. Проект для волонтеров превращается в работу. Плюс этого проекта в том, что наша аудитория хороша с точки зрения продавцов мороженного, аквапарков, летний лагерей и т.д. Мы готовы сотрудничать со всеми, кто хочет нас поддержать.

«Парк языков» в Алматы будет работать до 30 августа.

— Назовите, пожалуйста, 3 основные проблемы в сфере школьного образования и каким образом их можно было решить?

— На мой взгляд, сейчас в школах слишком много реформ. Кадры на местах просто не успевают за ними, и в результате начинают их просто игнорировать.

Работает все так: 1 из 10 понимает, что это нужно делать, 9 — нет, но делают, потому что 1 решил.

Никто не хочет тратить время на объяснения, потому что считают, что реформа и так пройдет. Я считаю, что не нужно торопиться, потому образование всегда включает в себя социум. Нельзя ребенка научить одномоментно всему, чему ты хочешь научить и быстро. Это такая же амбиция как желание остановить время. Никому не удавалось это сделать.

На мой взгляд нужно создавать правильную среду, потихоньку, последовательно.

Второе — в сферу школьного образования на реформы выделяется очень много денег, слишком много. Небольшие успешные реформы или опыт начинают сразу масштабировать на всех и вся. А это не всегда правильно. К примеру, у нас обучилось 1,2 тыс.человек в прошлом году в «Парке языков». Мы же не говорим, что теперь хотим 20 тысяч обучить во всех парках Казахстана. Масштабирование не всегда эффективно, потому что тогда к нам придут не те, кто хочет научиться, а те, кто хочет просто «потусоваться».

Третье — кадры. Все говорят, что нужно повышать зарплаты и это решит проблему качества образования. Мое мнение — деньги не решают в образовании.

Нужно просто не мешать людям, которые хотят работать в образовании, делать то, что они считают нужным сейчас делать. Не нужно усложнять и разводить бюрократию. Это простое решение, которое не требует никаких денег, но зато может дать колоссальный позитивный эффект.

ЧЕРНО-БЕЛЫЙ И ЦВЕТНОЙ КАЗАХСТАН

— Как бы вы описали новое поколение детей в Казахстане?

— Наше поколение 90-х годов — это поколение, которое в детстве плоскогубцами переключали телевизор с 2 каналами, и полбулки хлеба брали в долг у соседей. Это черно-белый Казахстан.

Дети двухтысячных живут в цветном Казахстане и мы должны создавать для них условия, которые они хотят, а не навязывать им то, что нам кажется правильным исходя из нашего жизненного опыта.

Многие говорят про автоматизацию, будущее роботов, но мне кажется в каждой компании всегда главным активом остается человек.

Я реально искренне верю в то, что у нас хорошее будущее, с теми людьми, которые вокруг меня я вижу большой потенциал, просто нужно время для того, чтобы каждый себя нашел и начал вносить ценность.

И поверьте, даже когда вокруг будут одни роботы, вы будете в кафе и спросите: А можно мне реального официанта? (смеется — прим.автора).

Человечество никуда не пропадет.

Поделиться