Казахстанский образовательный стартап вышел на 20 стран мира за 3 месяца, потратив 0 тенге на рекламу

4608

Директор Ututor Рафик Жарылкасын – об особенностях в учебе детей поколения Z и образовательном предпринимательстве

Рафик Жарылкасын — юрист по образованию, предприниматель, CEO компании Ututor. После 11 лет работы в FMCG и медицинском бизнесе нашел дело жизни в сфере образования. Мечтает вывести Ututor в 170 стран мира и привлечь 10 миллионов пользователей за 2 года.

Ututor — мобильное приложение для найма репетиторов по всем школьным предметам и иностранным языкам 24 часа в сутки в любой день недели. Уроки проходят в форме текстовых и аудиосообщений, еще есть онлайн-доска.

Главная особенность Ututor в специально разработанной методологии преподавания и тарификации оплаты. Ученик задает точечные вопросы, учитель объясняет максимально просто и легко, без «обмуссоливаний» и многократного повторения того, что можно изучить самостоятельно или «погуглить». Это экономит энергию, время и деньги.

Разработчики приложения уверены, что сервис дает детям нового поколения то, что они хотят — незамедлительный и емкий ответ на конкретный запрос и индивидуальный подход.

Урок может продолжаться всего одну минуту, а ребенок — обратиться к репетитору в любой удобный ему момент, лежа в постели или в перерыве между играми.

Такой подход не вызывает у современных детей отвращение к школьной программе, не вынуждая их сидеть по несколько часов на «продленках» и курсах. Потому что до них легче всего достучаться именно через смартфоны и мессенджеры.

Весь урок сохраняется в приложении, что позволяет ребенку вернуться к сложным вопросам и не вести конспекты, а родителю — контролировать работу репетитора. Во главу угла ставится не «зубрежка», а понимание.

За 2 месяца после запуска в онлайн-платформе зарегистрировались более 2000 учеников из 40 стран и 400 репетиторов из 20 стран, которые провели порядка 2 тысяч часов репетиторства. В среднем продолжительность одного урока составляет 20 минут.

Переломный момент 

В 2013 году Рафик работал директором филиала компании по продаже медицинского оборудования, и часто думал о том, чтобы начать дело, приносящее душевную радость.

Однажды он узнал, что около 20% смертей в казахстанских больницах происходят из-за внутрибольничных инфекций. Это связно в том числе и с незнанием медперсонала, как использовать медицинские инструменты и оборудование. Цифра его шокировала.

Думая о проблеме еще шире, он решил, что человеческий капитал и образование — это главное, во что сейчас нужно вкладывать в нашей стране.

В тот момент он встретил Жаната Рахмани — друга детства. Жанат рассказал Рафику о своем деле жизни — об образовательной компании UStudy, в которой он является сооснователем и директором — и, узнав, что Рафик находится в раздумьях о переменах в карьере, предложил ему взяться за стартап, идею которого вынашивал уже несколько лет.

Конечно, это был проект в сфере образования, о котором тогда Рафик думал так часто. Узнав подробности — как, зачем и кому нужен этот стартап — он понял, что настал тот самый момент.

Через месяц, в сентябре 2017 года, Рафик уже пришел в команду управляющей компании U-Partners, руководителем проекта Ututor.

Далее о проекте и его реализации со слов самого Рафика Жарылкасына.

Как работает Ututor

Идея онлайн-образования не нова, но в большинстве к ней подходят совсем новаторски, исключая важность роли контакта между учителем и учеником.

Сделав исследование по результатам школьных тестов в сотнях школ, мы увидели, что дети четвертых классов получают самые высокие баллы, а восьмых классов — самые низкие. Откуда эта закономерность?

Дело в том, что после пятого класса начинается кабинетное обучение, когда предметы преподают разные учителя. Так за три года связь между учителем и учеником почти исчезает, авторитет учителя, как «человека знания», снижается до минимума.

Со своей стороны учитель перестает применять в обучении индивидуальный подход, ведь учеников очень много, и они постоянно меняются.

Мы, первым делом, решили сделать акцент на этой связи. Ведь восьмиклассник или одиннадцатиклассник, это все равно дети, для которых жизненно важно человеческое внимание.

В отличие от многих современных онлайн образовательных проектов, постепенно передающих роль учителя поисковикам и ботам, в Ututor мы решили наоборот ее усилить, сделав все уроки только индивидуальными. Это первое.

Как не «запарить» детей уроками

Следующий очень важный момент — сделать обучение таким, чтобы ребенок учился не через «зубрежку», а задавание вопросов. Информации в современной школьной программе более чем достаточно, плюс если брать то, что они получают извне, то голова ребенка уже начинает «кипеть».

Мы изучали целевую аудиторию, детей поколения Z, параллельно занимаясь разработкой. Спали по три часа в сутки. Пришли к тому, что нам нужна специальная методология от профессионалов.

Тогда Жанат сказал, что если для этой программы нужно привезти в Казахстан самого Илона Маска, то его надо привезти! (Смеется). Илон не понадобился, мы нашли лучше.

Обзвонив сотни контактов, я вышел на одного из самых крутых методистов — Наталью Косторную. Проблема была в том, что она жила и работала в Москве.

Я позвонил ей и объяснил всю важность задачи, которая перед нами стояла, и спросил, кого бы она могла нам посоветовать. Она сказала, что сделает эту работу сама, и на той же неделе переехала в Алматы.

Так же получилось с Алевтиной Арзуманян и Верой Ревенко — владелицами «Академии успеха A&Vrepetitor» в Москве, которая обучает репетиторов как правильно учить детей, применяя специальные методики.

Им очень понравилась идея Ututor, и они пожелали принять участие в разработке такого продукта. В результате переехали в Алматы, чтобы присоединиться к нашей команде. Сейчас Алевтина является руководитель отдела формирования тестовых заданий, а Вера — директор по развитию Ututor.

Поиск преподавателей

23 октября 2017 года мы открыли регистрацию учеников и преподавателей в Ututor. Первым делом нужно было найти лучших преподавателей.

Казахстанские учителя уже устали от бюрократии, и среди них есть те, кто хочет менять систему, учить по-другому, по новой методологии. Мы искали именно таких. Чтобы найти лучших из лучших, использовали специальное тестирование от Центра тестирования UStudy.

Тест имеет три уровня сложности: «А» — самый легкий, «С» — самый сложный. В прошлом году UStudy провел эти тесты среди учителей Алматы и Алматинской области. Меньше 10% тестируемых смогли достичь уровня «С», то есть это 30 правильных ответов из 30-ти.

Теперь самое главное. Все преподаватели Ututor должны иметь уровень «С» — это первое условие при трудоустройстве. Сейчас у нас 400 учителей из 10 стран мира.

С каждой минуты любого урока мы платим налоги в Казахстане. Все, кому мы рассказывали об идее создать такую онлайн-школу, говорили, что это невозможно — будут проблемы с официальной регистрацией, оплатой, наймом, услугам для клиентов из других стран и т. д. Но мы справились.

Доступ к образованию в селах

В Казахстане, все знают, есть проблема нехватки учителей в районах и селах. К примеру, почти невозможно найти среднего учителя по английскому языку. Поэтому у нас много учеников из сельских местностей.

Мама двух школьниц из аула в Кызылординской области не могла найти хороших репетиторов. Узнав о Ututor, она купила годовой безлимитный абонемент (тогда он стоил 120 тысяч тенге), теперь ее дочери могут в любое время заниматься с репетиторами по всем предметам. Мама в восторге написала нам теплый отзыв с благодарностями.

Так мы планируем дать детям из сельских школ, где идет жесткая нехватка квалифицированных учителей, доступ к знаниям, такой же, как у детей из лучших городских гимназий и лицеев.

Индия и страны ближнего зарубежья

Такая проблема наиболее остро стоит в странах ближнего зарубежья и Индии, где большое население и бедная инфраструктура в образовательной сфере.

Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными партнерами из Индии. Они вдохновлены, и хотят в этом году вывести Ututor на рынок своей страны.

Идем в Украину, Узбекистан, Киргизию и Россию.

0 тенге на рекламу

Мы не тратили ни одного тенге на продвижение ни в Казахстане, ни зарубежом. Реклама шла за счет личных рекомендаций. О нас узнали репетиторы из «Академии Успеха A&V» Алевтины Арзуманян и Веры Ревенко.

В Казахстане среди наших же учителей заработало сарафанное радио. Преподаватели Ututor получают от 15 до 300 тысяч в месяц, продолжая работать на своих основных должностях.

Никуда не нужно ходить, оставаться в школе сверхурочно, арендовать помещение и т. д. Нужен просто компьютер и, естественно, высокая квалификация, чтобы отвечать на вопросы учеников понятно, быстро и емко.

Репетиторы пришли к нам со своими учениками. Так получилось, потому что наш сервис на самом деле очень удобный и увлекательный для современных школьников.

Технологии развиваются очень быстро, и вместе с ними меняются наши дети. То, как мы учились 10, 20, 30 лет назад абсолютно не подходит нынешним детям.

Наша миссия — подстраиваться под требования нового времени и находить пути к умам людей молодого поколения. Надеюсь, у нас это получится, и мы станем одними из первых, кто начнет массово экспортировать казахстанское образование.

Поделиться