Кейс №1: Как родители могут изменить школы?

1146

Родители одной школы решили взять в свои руки сбор денег на ремонт и "перевернули" городскую образовательную систему

Эту историю нам рассказала Вера Ревенко — предприниматель, общественный деятель, директор по развитию образовательного стартапа Ututor, мама 9-летнего школьника. Состояла в родительском комитете одной из школ города Токмак в Украине и работала над формированием Благотворительного Фонда школы.

Адская инфраструктура

Родители учеников школы № 1 в небольшом Токмаке хотели, чтобы их дети учились в комфортных условиях. Конечно, насколько возможно «комфортных», точнее приемлемых.

Потому что школа была построена еще в Советском союзе, и как большинство школ в постсоветском пространстве, устарела и требовала капитального ремонта — то крыша протекала, то окна ломались, не говоря уже об ежегодной покраске всего, что было видно глазу.

Словом, классический набор «нужд», о которых без устали говорят школьные учителя во время классных часов и родительских собраний.

В школе учились около 500 детей, каждый год на ремонт собирали по 90 гривен (1066 тенге). Хотя сумма небольшая, сбор средств вызывал у родителей недоверие, так как особых улучшений в инфраструктуре здания они не замечали.

Туалеты и канализация все равно оставались в трагически смердящем состоянии, окна и двери под тысячей слоев краски были старые, а крыша обзаводилась очередными дырами каждый год.

Ситуация до боли знакомая и для казахстанских школ. Теперь посмотрим, как эти родители решили проблему.

Создание фонда

Родители возмущались, потому что толком не понимали, зачем и на что постоянно собирают деньги. На ремонт школы, на канцтовары, даже на газеты, которые государство обязало покупать школьных учителей и т. д.

Деньги как обычно собирали классные руководители. Когда родители дошли до «точки кипения», учителя отказались делать эту работу. Просто потому, что теперь это преследовалось законом.

Организацию сбора денег официально передали родительским комитетам самих классов. Тут образовалась проблема — некому было заниматься общим фондом школы, ведь средства нужны не только каждому кабинету отдельно, но и для крупных нужд всего здания, таких как спортзал, туалеты, крыша и т. д. Директор больше не имел право этим заниматься.

Проблему предложил решить депутат Запорожского областного совета и выступил со следующей инициативой. Каждый детский сад и школа объединяются в свой собственный благотворительный фонд.

Из каждого класса (или группы в детском саду) избирается один представитель. Таким образом, если в школе 20 классов, то фонд состоит из 20 участников. Затем избираются глава, заместитель и секретарь фонда.

Открывается официальный счет в банке, куда каждый родитель отправляет деньги самостоятельно. Естественно, ведется бухгалтерский учет.

В начале учебного года собирается управление фонда (в нашем примере это 20 родителей), и определяет приоритетные задачи на год.

После этого представители советуются со своими классами. Собираются мнения и вносятся дополнительные предложения и корректировки в планы фонда. Дальше — реализация.

Вера Ревенко была секретарем такого фонда, и знает про его становление и внутренние процессы. Далее о том, как работал фонд, со слов самой Веры.

Мини-тендеры и новые туалеты 

После того, как учредили фонд, назначили ответственных, зафиксировали все юридически, родители начали придумывать и предлагать хорошие идеи. Так же, несколько раз в год мы приглашали на наши собрания директора школы, чтобы учесть потребности, которых мы могли не увидеть.

Фонд теперь сам выбирал подрядчиков через собственные мини-тендеры. Так мы находили самые выгодные предложения, закупки обходились намного дешевле.

Также начали отсекаться ненужные траты. Например, фонд одной из школ вместо того, чтобы каждый год красить плинтусы, решили просто их помыть, менять не нужно. Уборщицы школы сделали свою работу, и все было отлично.

Вместо того, чтобы каждый год красить двери и парты, мы купили новые. Поменяли доски в классах.

Самое главное — мы отремонтировали туалеты. До этого они были ужасные, со старой вонючей канализацией, запах от которой стоял в школе целую вечность. После замены узлов, вонь исчезла, и дети начали использовать нормальные унитазы за закрытыми дверьми.

Финансовая часть

Каждый фонд нанимал бухгалтера, в основном на добровольных началах. Мы же платили 1 тыс гривен (12 тыс тенге) в год.

В школе учились около 500 детей, сдавали деньги приблизительно 400 человек. Так как это благотворительный фонд, родители могли отказаться. Если посчитать грубо, то по 90 гривен (1066 тенге) с каждого, мы собрали около 36 000 гривен (430 тыс тенге).

Каждые полгода в школе вывешивается открытая финансовая отчетность. Все могут посмотреть, что, когда и за сколько было куплено и сделано.

Отношения с властями

Также мы обращались к управлению образования. В тот год случай почти дошел до скандала. Дело в том, что наша школа состоит в коммунальной собственности государства, но средства от него до нас не доходили.

Мы начали писать официальные письма. По идее, это были деньги, которые должны нам выделяться, но они каким-то образом где-то теряются. Мы попросили выплатить нам 12 тыс гривен (142 тыс тенге), и получили их. Это никому не нравилось, потому что никакая другая школа не получала этих выплат. На эти деньги мы поменяли окна в спортзале.

Управление образования даже вызвало директора нашей школы на неофициальную встречу, чтобы она «как-то повлияла» на родительский комитет и наш фонд. Не знаю, насколько это связано с данной ситуацией, но в следующем году этого директора уволили.

Борьба с «классным»

Наш классный руководитель, человек в возрасте со старой закалкой, привыкла управлять этими деньгами, и ей было все равно, что закон запрещает так поступать. Мы боролись с ней целый год. Что поделаешь, учителям тоже надо как-то выживать, зарплаты-то маленькие.

Ей приходилось где-то не докупать конфеты, где-то убеждать нас купить прописи по завышенной цене у определенного торгового агента и т. д.

Так же было на уровне школы. До создания фонда директор сам принимал решения о закупках, а после — нужно было отправлять фонду официальный запрос. Например, однажды был запрос на закупку бытовой химии на нереальную сумму.

В родительском комитете все были грамотные. Мы знали, что и сколько стоит, поэтому такая тактика больше не проходила. Мы резали запрашиваемую сумму в два, иногда в три раза. И хватало.

Гранты и инвесторы

В составе нашего фонда было шесть депутатов городского совета — люди с активной общественной позицией. Они отстаивали наши интересы.

И были родители-предприниматели, которые вкладывали свои деньги. Таких инвестиций мы получили примерно на 200 тысяч тенге.

Теперь фонд школы мог участвовать в благотворительных мероприятиях, делать запросы как официальное лицо в международные компании и организации.

Поделиться