Что мешает нашим учителям?

670

Методист в сфере среднего образования о 3 проблемах, которые убивают в учителях желание преподавать


Учитель немецкого языка Алевтина Арзуманян вместе с партнером открыла школу по обучению методологии преподавания для репетиторов. Осенью прошлого года переехала жить в Алматы, чтобы разрабатывать тесты для Центра тестирования Ustudy. Сейчас является руководителем отдела формирования тестовых заданий в этой компании.

В интервью нашему изданию она рассказала о барьерах, с которыми сталкиваются учителя и в Украине, и в России и Казахстане, и как можно их устранить на примере трех разных систем школьного образования.

Далее, со слов самой Алевтины.

Бумажный тартар

Даже если человек хочет стать и быть прекрасным учителем, и у него для этого есть задатки, желание, возможности, то, следуя всем правилам, которые установило государство, это практически невозможно. Неважно, будь то Украина, Казахстан или Россия, у нас очень похожие ситуации.

Нашим преподавателям приходится делать много дел, далеких от преподавания. В первую очередь, это документация. Например, школьному учителю нужно написать план на год, затем дублировать его в специальный журнал каждый урок. Есть еще отчеты, электронный журнал, разные ведомости, плановые и внеплановые совещания и т. д.

Помимо этого, как в анекдоте, учитель — это маляр, уборщица и дворник, а преподает только в свободное время.

Завал «знаний»

Вторая проблема — это перенасыщенность школьной программы. Предметы настолько перегружены информацией, что ученик физически не успеет все усвоить, даже если сутками не будет спать.

Поэтому остается просто ознакамливаться с информацией, без усвоения, тем более, понимания, как применять ее в жизни.

Отсюда у выпускников наших школ и даже университетов проблемы с применением теории на практике, критическим мышлением, выражением своего мнения и т. д.

Школьная программа, которая у нас есть, не дает таких навыков, и нацелена на то, чтобы ученики только ознакамливались, не задавая вопросов, запомнили урок поверхностно, получили пятерку и забыли.

Учитель, в свою очередь, тоже не может отклоняться от программы и госстандартов. Что делает его труд «мартышкиным».

Слушать неподвижно и молчать

Третья проблема — это узость методики преподавания. Дело в том, что наши школьные программы рассчитаны на аудиалов.

Есть четыре типа восприятия информации — через слух, зрение, физический контакт и логическое осмысление, соответственно, и людей бывают разные — аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.

Проблема в том, что у нас не обучают учителей методике по работе с группой, чтобы учитывать психологическую особенность и темперамент каждого ребенка.

Большинство людей — визуалы, но среди детей, особенно современных, больше всего кинестетиков. Они воспринимают мир лучше через движение и физический контакт.

Эти гиперактивные дети не будут сидеть и слушать, как от них требуют учителя, не потому, что глупые, неспособные, невоспитанные, а просто им нужно объяснять по-другому.

Вместо этого, таких детей клеймят двоечниками и хулиганами, учителя их выдергивают, заставляют сидеть неподвижно и ставят в угол. В итоге ребенок либо ломается и становится замкнутым, либо бунтует и «забивает» на учебу.

Решение и личный опыт

Решение, как бы банально ни звучало, в первую очередь, конечно, в максимальном сокращении бумажной работы. Приведу пример из своего опыта.

Я преподавала немецкий язык пятиклассникам. И в некоторых школах этот предмет был необязательным, шел как дополнительный урок по желанию.

По этим урокам нужно было вести только одну документацию — журнал, в котором я отмечала присутствие и писала краткое описание, чем мы занимались на уроке. Я считаю, это идеальный объем бумажной работы для учителя, больше ничего не нужно.

И также нужно поступить с проблемой перенасыщенности учебной программы — все нужно максимально упростить и уделить больше времени практике, нежели поверхностному запоминанию теории.

На дополнительных уроках я составляла программу сама. Мы смотрели мультики, пели песни, играли в игры, много разговаривали и смеялись.

В конце года класс, который я вела по госстандарту и постоянно «гнала», чтобы дети успевали за планом и учебником, существенно отстал от класса, где не было жестких рамок и перенасыщенности.

Если первые ничего толком не могли вспомнить, у них в голове была каша, вторые могли рассказать о себе, вести диалог, знали много слов и песен.

Абстракции против естественного

До 12 лет дети не воспринимают абстрактные понятия, как, например, морфология, синтаксис, «иксы» и «игреки», которыми школьная программа грузит их уже со второго класса.

Звуковой анализ — отличать гласную от согласной и подчеркивать разными палочками — ребенка обязывают делать уже в садике! Зачем эта информация пятилетнему ребенку?

У детей есть естественные интересы. Они хотят познавать мир — животных, космос, машины, строение человека и т. д. Эти вещи они и должны изучать вместо абстракций.

У нас все наоборот. Даже предмет «Познание мира» умудрились запичкать абстракциями — научными словами типа видов камней, высоты полета облаков, характеристик горных хребтов.

В итоге из-за того, что наша школьная программа забивает голову детей неинтересными, сухими, сложными для понимания абстракциями, к 3–4 классу бедные школьники как начинают ненавидеть школу, домашние задания, учебники.

Повзрослев, мало кто из них занимается саморазвитием, ведь школа этому не учит учиться. Она максимум учит читать бульварные романы, смотреть телевизор, сидеть в соцсетях.

Вальдорфская школа

Мне, как преподавателю и методисту, нравятся Вальдорфские школы. Они работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставляя все возможности для его развития в собственном темпе.

Я как-то очень хотела там работать. В школе основное внимание уделяется творчески-духовному развитию — музыке, лепке, рисованию, медитации и т. д.

Обычные предметы идут по системе блочного обучения. Например, две недели подряд дети изучают только математику. Ребенок концентрируется на одном предмете и не распыляется. Нет домашних заданий и оценок.

Финские школы

О финском среднем образовании, понятно, не говорит только ленивый, но я хочу отметить одну важную особенность. Там много внимания уделяется свежему воздуху. Ребенок не находится внутри здания по семь часов подряд. Учитель должен проводить в классе не больше четырех часов в день.

Германские школы

В Германии школьники, так же как и в финских школах, не сидят по шесть часов подряд и молча слушают. Там уроки проходят в форме проектной работы.

Учитель рассказывает вкратце урок, а затем разбивает детей на группы и задает темы проектов. Каждая группа изучает тему самостоятельно, при небольшом руководстве учителя.

Дети ищут информацию в интернете, делают исследования, работают в команде, распечатывает картинки, рисуют карты и схемы, и в конце готовят презентацию для класса.

Это развивает в человеке критическое мышление, навыки публичного выступления, умение работать в команде, лидерские качества. К тому же дети не используют в своих презентациях сложные слова, и понимают друг друга больше и быстрее, чем если бы читали только учебники

Поделиться